Изготовление мормышек в домашних условиях.

Обновлено:

Хочу всем рассказать о моем 10-летнем опыте по производству мормышек. С самого начала, и чем все закончилось.

С чего все началось

В 2002 году через общих знакомых я нашел частника, который предлагал хорошо оплачиваемую работу на дому. Я работал до 2012 года у него. Мы занимались изготовлением мормышек на продажу.

Более пяти с лишним лет я работал дома, пока это не переросло в мини производство, до 8 человек что-то делали у меня на дому по очереди уже. Я просил и умолял, в свое время просто, хозяина найти нам помещение, так как дома я уже был лишен всякой личной жизни. 

И наконец было найдено помещение. Сначала в подвале жилого дома, где у хозяина был магазин. Но там пробыли мы меньше года. Проблемы с вентиляцией не заставили себя ждать. И лишь только после всех этих наших мыканий, было арендовано заводское помещение.

Основные технологические моменты

Самое основное в мормышке - это сама заготовка,так сказать основное тело. Мы использовали для этого металл - вольфрам. Он намного тяжелее свинца, что и явилось главным в его выборе. Но технически его применить сложнее. Тут нужна гальваника. Сам вольфрам такой металл, что припой (смесь олова+свинец) не взаимодействует с ним. Покрывали вольфрам мы двумя слоями, сами заготовки, первый слой - медь, а второй - олово + висмут, это уже для удобства с последующей пайкой. 

Был продуман весь технологический процесс. Для увеличения выхода готовой продукции и соответственно продаж. Я дошел до уровня 500 штук мормышек в день. Но я занимался только пайкой с последующей обработкой ( зачистка лишнего припоя и всех огрехов пайки, и полировкой коронок).Пока на мне не повисли все организационные вопросы, которые потом занимали большую часть рабочего времени. Это: учет всего материала и нехватка какого именно для поступившего вновь заказа, набор и обучение людей, постоянный ремонт и отладка оборудования и инструмента, и так далее, и тому подобное. 

Изготовлением заготовок, гальваникой, а также пайкой, с последующей обработкой занимались  другие люди, и последующей покраской лаком. Чуть подробнее остановлюсь на каждом из процессов.

Что необходимо

Из материалов: 1) Вольфрам для заготовок и иголок, 2) Наждачный и отрезные круги, 3) Медные и латунные листы для коронок, 4) Припой марки ПОС 61, 5) Кислота паяльная травленая, 6) Паста для полировки ( паста ГОИ или специальная для ювелирки ), 7) Спирт технический, 8) Недорогой стиральный порошок для мыльного раствора, 9) Фетровые круги для полировки, 10) Изоляционная лента, 11) Латунная и медная проволока, 12) Расходные материалы в виде палочек для кислоты и  баночек для промывки мормышек. И забыл одно из основных: набор необходимых крючков.
Из инструмента: 1) Как минимум два электродвигателя для наждака и полировки, 2) Специальные маленькие тиски, 3) Резина или специальный пластик для изготовления коронок, 4) Пуансоны всех нужных диаметров, как для рубки, так и придания формы, 5) Набор пассатижей разного размера и разной направленности ( минимум 3 ), 6) Набор надфилей разной конфигурации ( от круглых, полукруглых до прямых ) металлических и с алмазным напылением, 7) Паяльники на 40 Вт и 25 Вт для более мелких работ, 8) Напильник для обработки паяльника ( жала).

Процесс изготовления

Самый первый этап это изготовление заготовок. Использовали вольфрамовые электроды в основном, разного диаметра. Им придавали форму на наждаке и пропиливали отрезным кругом паз. Разновидностей заготовок было не так уж и много. Но варьировался еще диаметр. От 1,5 мм до 6 мм. Круглые - дробь, чуть вытянутые и продолговатые - капля, чуть более длинные с прямым участком и закруглениями в конце - бочонки, еще длиннее и сточенные под конус, а также загнутые - уралки, в другую сторону загиб - перевертыш, и совсем длинные прямые под конус - черти и ведьмы.

Затем они шли через гальванику на покрытие медью и олово-висмут. Сейчас много статей в интернете как заняться гальваникой в домашних условиях. Мы же в промышленных масштабах использовали заводскую гальванику. Был определенный договор.

Еще из подготовительных этапов был процесс заготовки коронок из меди и латуни. Круглых и продолговатых. Их рубили из листов и придавали им форму. Для этого нужны специальные инструменты - пуансоны, для рубки определенного диаметра, и придания формы - выпукло-образные. А еще я помню такой момент, очень долго искали плотную резину - на чем работать с коронками. Старая пришла в негодность, а замены не было. Но со временем нашли решение и этой проблемы.

Самый главный инструмент при сборке и пайке всех составляющих мормышки была вольфрамовая игла, которую изготавливали самостоятельно. С ней приходилось работать с осторожностью, так как металл сам по себе довольно хрупкий, а игла была диаметром до 0,45 миллиметра. Но при достижении определенной сноровки это не было большой проблемой. Этот инструмент изготавливать необходимо с особой тщательностью. Небольшая неровность невидимая глазу могла испортить все дело. При процессе пайки эта неровность будет залита припоем, и извлечь иглу не сможете.

Еще самый важный инструмент при пайке - это тиски. Небольшого размера, но достаточно износоустойчивые. В них закреплялся крючок под определенным углом, в зависимости от вида изготавливаемой мормышки. И рабочая область в тисках небольшая получалась, но выработка в ней - это недостаток, с которой тоже пришлось бороться. Решением было - найден был надежный изготовитель, где была оптовая закупка.

Также было и с паяльниками - очень часто перегорали. Особенно те что продаются в хозяйственных магазинах - они не предназначены для постоянного использования. Решение тоже было - нашли Липецкий завод, где оптом тоже купили и не ломали больше голову.

Сам процесс сборки и пайки составляющих был таким. В тиски устанавливался нужный под определенным углом крючок. Вольфрамовой иглой сначала протыкалась в нужном месте ( обычно, если все размеры точны - в центре, но бывает и по другому - со смещением), затем на иглу с коронкой насаживаешь заготовку, смазываешь все это паяльной кислотой ( заготовку с коронкой и сам крючок ). Главное тоже достаточное количество, лишняя может испортить дело.

 Далее выставляешь под нужным ракурсом заготовку с крючком же в пазе заготовки и заливаешь весь паз припоем. Тут главное примериться с нужным количеством припоя. Много - зальешь все припоем и заготовку и коронку, мало - будет недостаточно прочное соединение. Важно также насколько прогреть заготовку, чтоб припой протек и под коронку. Ждете немного чтоб застыл припой. Все мормышка готова! Вынимаете всю из тисков, и лишь после когда остынет снимаете осторожно прокручивая с иглы, чтоб не сломать саму иглу. Иначе она останется в пазе. потом ее проблематично извлечь оттуда.

После пайки самый важный процесс - промывка! Для нейтрализации излишек кислоты и снятия нагара. Хорошо подходит чистый технический спирт. После просушки можно с помощью надфиля и маленьких пассатижей( чтоб не страдали пальцы ) заняться обработкой. Подчистить все излишки, если таковые имеются, припоя, особенно на коронке, не дай бог. Такое может иметь место, если вы перегрели заготовку и использовали много припоя.

Далее тоже немаловажный процесс - полировка. Главное придать ровный и достаточно однородный блеск коронке. Для полировки нужны: 1. Мотор с фетровым кругом, паста ГОИ ( характерного зеленого цвета, кто не знает ), пассатижи для удержания мормышки, и специальный наперсток из не проводящего тепло  материала. Для массового использования мы применяли плотную толстую изоленту. После тоже промывка с уже мыльным раствором для удаления всей полировочной грязи. Со временем мы перешли от пасты ГОИ к специальной полировочной пасте на уже мыльной основе, что используют в ювелирке. Промывка такой пасты намного проще и легче.

Далее сам процесс покраски. Но пред ним еще раз натирали блеск на коронках на сухом и чистом фетре, а затем коронка покрывалась бесцветным лаком. Сама же заготовка обычно черным, но тут были и варианты. А еще вешали дополнительные украшения в виде бисера и пайэток.

Более подробно не расписываю все нюансы и тонкости каждого из процессов. Их поначалу может быть много.

И не словом не упомянул о вредности здоровью всего этого. Нужна для массового производства как минимум вентиляция, как вытяжная, так и соответственно приточная. Причем всюду и на наждаке, и при пайке, полировке, покраске.

Вредности много - это и кислота, и пары свинца, и полировочная пыль и грязь, и пыль от самого вольфрама при обработке. А если вы закупили вольфрамовые электроды б/у? То есть использованные уже на атомной станции? И от них фонит просто радиацией? Недобросовестные поставщики иногда использовали такое, с этим тоже пришлось столкнуться и приобрести счетчик Гейгера в свое время.

Кому интересна такая тема я открыт для общения. Если есть вопросы по данной теме, или быть может я не все в тонкостях описал. На любой отклик отвечу обязательно. 

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Смотреть отзывы

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение