Изготовление вольфрамовых мормышек своими руками в домашних условиях, обработка вольфрама, пайка

Обновлено:

Вольфрамовые мормышки заслуженно пользуются спросом у рыболовов-любителей зимней ловли, как на мормышку, так и на поплавочную удочку. Благодаря большой плотности материала мормышка тяжела при небольшом размере, что очень важно при ловле с больших глубин.

Хочу всем рассказать о моем 10-летнем опыте по производству мормышек. С самого начала, и чем все закончилось.

В 2002 году через общих знакомых я нашел частника, который предлагал хорошо оплачиваемую работу на дому. Я работал до 2012 года у него. Мы занимались изготовлением мормышек на продажу.

Более пяти с лишним лет я работал дома, пока это не переросло в мини производство, до 8 человек что-то делали у меня на дому по очереди уже. Я просил и умолял, в свое время просто, хозяина найти нам помещение, так как дома я уже был лишен всякой личной жизни. 

И наконец было найдено помещение. Сначала в подвале жилого дома, где у хозяина был магазин. Но там пробыли мы меньше года. Проблемы с вентиляцией не заставили себя ждать. И лишь только после всех этих наших мыканий, было арендовано заводское помещение.

Процесс изготовления вольфрамовых мормышек

Самое основное в мормышке - это сама заготовка,так сказать основное тело. Мы использовали для этого металл - вольфрам. Он намного тяжелее свинца, что и явилось главным в его выборе. Но технически его применить сложнее. Тут нужна гальваника. Сам вольфрам такой металл, что припой (смесь олова+свинец) не взаимодействует с ним. Покрывали вольфрам мы двумя слоями, сами заготовки, первый слой - медь, а второй - олово + висмут, это уже для удобства с последующей пайкой. 

Был продуман весь технологический процесс. Для увеличения выхода готовой продукции и соответственно продаж. Я дошел до уровня 500 штук мормышек в день. Но я занимался только пайкой с последующей обработкой ( зачистка лишнего припоя и всех огрехов пайки, и полировкой коронок).Пока на мне не повисли все организационные вопросы, которые потом занимали большую часть рабочего времени. Это: учет всего материала и нехватка какого именно для поступившего вновь заказа, набор и обучение людей, постоянный ремонт и отладка оборудования и инструмента, и так далее, и тому подобное. 

Изготовлением заготовок, гальваникой, а также пайкой, с последующей обработкой занимались  другие люди, и последующей покраской лаком. Чуть подробнее остановлюсь на каждом из процессов.

Материал и инструменты необходимые для изготовления вольфрамовых мормышек

Из материалов:

  1. Вольфрам для заготовок и иголок,
  2. Набор необходимых крючков,
  3. Наждачный и отрезные круги,
  4. Медные и латунные листы для коронок,
  5. Припой марки ПОС 61,
  6. Кислота паяльная травленая,
  7. Паста для полировки (паста ГОИ или специальная для ювелирки),
  8. Спирт технический,
  9. Недорогой стиральный порошок для мыльного раствора,
  10. Фетровые круги для полировки,
  11.     Изоляционная лента,
  12. Латунная и медная проволока,
  13. Расходные материалы в виде палочек для кислоты и  баночек для промывки мормышек.

Из инструмента:

  1. Как минимум два электродвигателя для наждака и полировки,
  2. Специальные маленькие тиски,
  3. Резина или специальный пластик для изготовления коронок,
  4. Пуансоны всех нужных диаметров, как для рубки, так и придания формы,
  5. Набор пассатижей разного размера и разной направленности (минимум 3),
  6. Набор надфилей разной конфигурации (от круглых, полукруглых до прямых) как металлических и так и с алмазным напылением,
  7. Паяльники на 40 Вт и 25 Вт для более мелких работ,
  8. Напильник для обработки паяльника (жала).

Изготовление заготовок из вольфрама

Самый первый этап это изготовление заготовок. Использовали вольфрамовые электроды в основном, разного диаметра. Им придавали форму на наждаке и пропиливали отрезным кругом паз. Разновидностей заготовок было не так уж и много. Но варьировался еще диаметр. От 1,5 мм до 6 мм. Круглые - дробь, чуть вытянутые и продолговатые - капля, чуть более длинные с прямым участком и закруглениями в конце - бочонки, еще длиннее и сточенные под конус, а также загнутые - уралки, в другую сторону загиб - перевертыш, и совсем длинные прямые под конус - черти и ведьмы.

Гальваника - покрытие вольфрама для пайки

Затем они шли через гальванику на покрытие медью и олово-висмут. Первый слой покрытия был медь, вторым слоем накладывалось покрытие олово - висьмут.  Сейчас много статей в интернете как заняться гальванопластикой в домашних условиях. Мы же в промышленных масштабах использовали заводскую гальванику. Был определенный договор.

Изготовление коронок из цветных металлов

Еще из подготовительных этапов был процесс заготовки коронок из меди и латуни. Круглых и продолговатых. Их рубили из листов и придавали им форму. Для этого нужны специальные инструменты - пуансоны, для рубки определенного диаметра, и придания формы - выпукло-образные. А еще я помню такой момент, очень долго искали плотную резину - на чем работать с коронками. Старая пришла в негодность, а замены не было. Но со временем нашли решение и этой проблемы.

Монтаж и пайка мормышки

Самый главный инструмент при сборке и пайке всех составляющих мормышки была вольфрамовая игла, которую изготавливали самостоятельно. С ней приходилось работать с осторожностью, так как металл сам по себе довольно хрупкий, а игла была диаметром до 0,45 миллиметра. Но при достижении определенной сноровки это не было большой проблемой. Этот инструмент изготавливать необходимо с особой тщательностью. Небольшая неровность невидимая глазу могла испортить все дело. При процессе пайки эта неровность будет залита припоем, и извлечь иглу не сможете.

Еще самый важный инструмент при пайке - это тиски. Небольшого размера, но достаточно износоустойчивые. В них закреплялся крючок под определенным углом, в зависимости от вида изготавливаемой мормышки. И рабочая область в тисках небольшая получалась, но выработка в ней - это недостаток, с которой тоже пришлось бороться. Решением было - найден был надежный изготовитель, где была оптовая закупка.

Также было и с паяльниками - очень часто перегорали. Особенно те что продаются в хозяйственных магазинах - они не предназначены для постоянного использования. Решение тоже было - нашли Липецкий завод, где оптом тоже купили и не ломали больше голову.

Сам процесс сборки и пайки составляющих был таким. В тиски устанавливался нужный под определенным углом крючок. Вольфрамовой иглой сначала протыкалась в нужном месте ( обычно, если все размеры точны - в центре, но бывает и по другому - со смещением), затем на иглу с коронкой насаживаешь заготовку, смазываешь все это паяльной кислотой ( заготовку с коронкой и сам крючок ). Главное тоже достаточное количество, лишняя может испортить дело.

 Далее выставляешь под нужным ракурсом заготовку с крючком же в пазе заготовки и заливаешь весь паз припоем. Тут главное примериться с нужным количеством припоя. Много - зальешь все припоем и заготовку и коронку, мало - будет недостаточно прочное соединение. Важно также насколько прогреть заготовку, чтоб припой протек и под коронку. Ждете немного чтоб застыл припой. Все мормышка готова! Вынимаете всю из тисков, и лишь после когда остынет снимаете осторожно прокручивая с иглы, чтоб не сломать саму иглу. Иначе она останется в пазе. потом ее проблематично извлечь оттуда.

 Промывка и последующая обработка

После пайки самый важный процесс - промывка! Для нейтрализации излишек кислоты и снятия нагара. Хорошо подходит чистый технический спирт. После просушки можно с помощью надфиля и маленьких пассатижей( чтоб не страдали пальцы ) заняться обработкой. Подчистить все излишки, если таковые имеются, припоя, особенно на коронке, не дай бог. Такое может иметь место, если вы перегрели заготовку и использовали много припоя.

Полировка коронок на мормышках

Далее тоже немаловажный процесс - полировка. Главное придать ровный и достаточно однородный блеск коронке. Для полировки нужны:     

  • Мотор с фетровым кругом, 
  • Паста ГОИ ( характерного зеленого цвета, кто не знает ), 
  • Пассатижи для удержания мормышки,
  • Специальный наперсток из не проводящего тепло  материала. Для массового использования мы применяли плотную толстую изоленту. 

После тоже промывка с уже мыльным раствором для удаления всей полировочной грязи. Со временем мы перешли от пасты ГОИ к специальной полировочной пасте на уже мыльной основе, что используют в ювелирке. Промывка такой пасты намного проще и легче.

Процесс покраски мормышек

Далее сам процесс покраски. Но после промывки полировка тускнела, было такое решение этой проблемы. Перед покраской еще раз натирали блеск на коронках на сухом и чистом фетре, а затем уже коронка покрывалась бесцветным лаком. Сама же заготовка обычно черным, но тут были и варианты. А еще вешали дополнительные украшения в виде бисера и пайэток.

Выводы

Более подробно не расписываю все нюансы и тонкости каждого из процессов. Их поначалу может быть много, особенно если вы не сталкивались с тем или иным аспектом технологии. Надо стараться не усложнять процесс, для повышения всяческих затрат, а как можно упрощать. Сейчас даже есть способы изготовления с помощью быстроклея.

И не словом не упомянул о вредности здоровью всего этого. Нужна для массового производства как минимум вентиляция, как вытяжная, так и соответственно приточная. Причем всюду и на наждаке, и при пайке, полировке, покраске.

Вредности много - это и кислота, и пары свинца, и полировочная пыль и грязь, и пыль от самого вольфрама при обработке. А если вы закупили вольфрамовые электроды б/у? То есть использованные уже на атомной станции? И от них фонит просто радиацией? Недобросовестные поставщики иногда использовали такое, с этим тоже пришлось столкнуться и приобрести счетчик Гейгера в свое время.

Кому интересна такая тема я открыт для общения. Если есть вопросы по данной теме, или быть может я не все в тонкостях описал. На любой отклик отвечу обязательно. 

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение