Свято - успенский кафедральный собор во Владимире, история, архитектура

Обновлено:

Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные богослужения, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Успенский собор и Золотые ворота являются главной визитной карточкой города.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире - один из выдающихся памятников русского белокаменного зодчества, основанный в период домонгольской Руси. Сегодня здание представляет собой государственный музей и в то же время является кафедральным собором городской митрополии Русской Православной Церкви. 

Церковь ныне функционирует и принимает прихожан шесть дней в неделю. В остальное время Успенский собор принимает многочисленных туристов со всего мира. Он является памятником отечественной культуры, музеем-заповедником, объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Исторически, до возвышения Москвы, был главным кафедральным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нем венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества 12 века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.

История Успенского собора

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный кафедральный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофилированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III Большое Гнездо, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

Своды храма поддерживаются шестью столпами, а золоченый шлем увенчал главу, вознесенную почти на 5 метров выше Киевской Софии. В 1161 году греческие изографы расписали стены собора, а три года спустя в него была перенесена Чудотворная икона Божией Матери. С тех пор образ получил название Владимирской иконы Божией Матери.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

После пожара 1185 года, уничтожившего многие постройки, Успенский собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри сооруженных с юга, севера и запада построек. Новый собор стал более просторным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. В соборе сохранилось около трехсот квадратных метров композиций фресок и их фрагментов, написанных Даниилом Черным и Андреем Рублевым: 

  • “Страшный суд”;
  •  “Лоно Авраамово”; 
  • “Преображение”; 
  • “Крещение”; 
  • “Сошествие Святого Духа”; 
  • “Введение Богородицы”; 
  • “Жертвоприношение Иоакима и Анны”.

 Сохранились в соборе и фрески 12 века: святые в арках, пророки, павлины, орнаменты.

В специальных арочных нишах стоят раки с останками князей и епископов. Высоко под куполом два высеченных из камня льва. Со свода взирает Христос, ангелы и апостолы.

В 1411 году, посланный Суздальско-Нижегородским княжичем, татарский царевич Талыч совершил набег на Владимир. Ворвавшись в Успенский собор, Талыч не нашел большей части ценностей. Отец Патрикий спрятал сокровища в тайнике внутри храма  и не выдал их местонахождение. Под пытками священник принял мученическую смерть. Полчища орды не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.

С одной из сторон к собору примыкает небольшая пристройка – храм святого Георгия, построенная в 1862 году. 

Высокая колокольня 1810 года заменила прежнюю, шатровую, разбитую ударом молнии.

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня.

В советские годы новую колокольню пытались превратить в парашютную вышку, Георгиевскую церковь разобрать. К счастью ансамбль уцелел.

Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Успенский собор в наши дни

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также Русской Православной Церкви. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

В Успенском соборе более 200 лет хранилась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, привезенная князем Андреем Боголюбским из Вышгорода и позже отданная в Москву. По преданию, эту икону написал сам евангелист Лука.

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были некоторые работы Андрея Рублева. Некоторые древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская.

Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

Архитектурные особенности Успенского собора

Большинство церквей двенадцатого века строились в русском стиле, а материалом для строительство чаще служило дерево. Успенский собор изначально, при первых князьях, принял палатный вид архитектуры, из-за чего все нефы имеют равную величину. Существуют непроверенные данные о том, что в пространстве между стенами главы, находящейся в центре, располагается тайник, в котором пряталась государственная казна.

Интересные факты о соборе:

  1. Реставраторы XIX и XX вв. восстановили архитектурные формы Успенского собора.
  2. В 1 927-1944 гг. собор был закрыт для богослужения.
  3. Успенский собор 1158 - 1160 гг. по высоте превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода. Его высота составляла 32,3 м.
  4. В 1185 г. по решению владимирского князя Всеволода Большое Гнездо Успенский собор был значительно расширен. К нему были пристроены боковые галереи, а также увеличилась алтарная часть собора.
  5. В северной галерее Успенского собора захоронены его строители - князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.
  6. В 1810 г. рядом с собором была построена колокольня, завершающаяся высоким золоченым шпилем. В 1862 г. между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, с севера слившийся с нижним ярусом колокольни.
  7. В настоящее время Успенский собор является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В нем проводятся регулярные службы, а в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
  8. Первоначальные фрески Успенского собора до наших дней не сохранились.

Прихожане могут прикоснуться к святыням храма, среди которых: 

  1. Мощи святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, Георгия Всеволодовича 
  2. Икона Божией Матери 
  3. Икона Андрея Боголюбского 
  4. Икона Князя Владимира 
  5. Икона Апостола Симона.

Вывод

  Ежедневно Успенский собор во Владимире посещают сотни человек, желающих прикоснуться к многовековой истории памятника, строительство которого восславило имя его создателя на века, и сделало храм символом славного города. 

Проводить фотосъемку в храмовом комплексе запрещено. 

  Будете в гостях во Владимире - обязательно посетите этот древний храм. Если время Вашего визита приходится на часы работы музея, то настоятельно рекомендуем взять билеты с экскурсионным обслуживанием. Они лишь немного дороже, но посещение этой уникальной достопримечательности Владимира, содержащей в себе, например, фрески знаменитого Андрея Рублева, станет намного интереснее.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение